Ксения Колкунова.
преподаватель Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (Москва).
«Релігієзнавчі нариси» продолжают путь к читателю
Второй номер журнал«Релігієзнавчінариси», пожалуй, должен больше сказать о будущем этого издания. Все-таки все мы, запуская какой-либо проект, бросаем все силы именно на пилотный выпуск. Тем приятнее было увидеть, что второй номер журнала Молодежной ассоциации религиоведов получился во всяком случае не слабее, чем первый.
Выбранный редколлегией формат журнала «все обо всем», подразумевающий неограниченное количество рубрик и тем, затронутых в материалах, с одной стороны, позволяет затронуть большинство актуальных и весомых тем для научного изучения религии.
Это и проблема типологии религии, на примере Веры Бахаи рассмотренная Олегом Киселевым, и взаимодействие различных христианских организаций с государством и политикой (этому посвященная и статья Снежаны Петренюк о взгляде протестантов на участие в политической жизни, и статья Татьяны Фолиевой о социальной доктрине Русской православной церкви), и проблема преподавания знаний о религии в школе (европейский и украинский опыт которого описывает Виктория Кришмарел). Замечательно, что в журнале мы обнаруживаем и работы по теории и методологии религиоведческого исследования – в определенном смысле новаторской и представляющей интерес для психологов и социологов религии представляется статья Ивана Папаяни, посвященная использованию нарративного подхода в изучении религиозной идентичности.
С другой стороны, такая пестрота мешает более глубокому погружению в тему и более пространному ее рассмотрению. Очень удачным представляется раздел «Вероучения и практика», в котором размещены две статьи о космологических представлениях в религиозных традициях мира – здесь находятся статья Игоря Крупника о космологии священных текстов и их комментариев в зороастризме и зурванизме и статья Ксении Трофимовой о космологии, вернее, отдельных ее элементах, обнаруженных автором в представлениях цыган юго-восточной Европы, как по опубликованным источникам, так и по материалам собственных полевых исследований. Несмотря на различный объект исследования, близость предмета, рассматриваемого в этих статьях, делает их прочтение еще интереснее.
С первого номера было очевидно, что «Релігієзнавчі нариси» окажется журналом, объединяющим широкий ряд ученых. Минск, Москва, Киев, Донецк, Волгоград – таков географический диапазон представленных авторов. Очень хотелось бы увидеть в следующих номерах журнала больше материалов от авторов, представляющих и другие города Украины.
Помимо новых религиоведческих исследований, не менее важными и, по моему субъективному мнению, более ценными являются рубрики «Перевод» и «Архив». Для перевода на украинский язык была выбрана публичная лекция Джеймса Кокса «Религия без Бога» 2003 года, в которой он рассматривает важные методологические проблемы религиоведения, в частности – такой принцип как методологический агностицизм. Споры об этом базовом принципе стали в последнее время особенно актуальны, как для постсоветского пространства, так и для всего мира, в частности, из-за споров о религиозном образовании в школе и усложняющихся отношениях между теологией и религиоведением.
В рубрике «Архив» опубликована статья Федора Орнатского, профессора Киевской духовной академии, содержащая критический разбор современной автору философии религии, а также работ Макса Мюллера. Это не единственная работа, демонстрирующая рецепцию исследователями ХІХ века идей основателя религиоведения1, но первая из таких работ, насколько нам известно, переизданная в ХХІ веке. И, несмотря на то, что основная часть текста относится совсем не к идеям Мюллера, а совсем даже к Фихте и Канту, данная библиографическая редкость не может не привлечь внимание.
Еще одним пожеланием журналу может стать призыв расширить раздел рецензий. Впрочем, его относительная ограниченность в полной мере искупается библиографией религиоведческой литературы и диссертаций. Будем надеяться, что никакие материальные и административные проблемы не помешают редакции выпустить № 3, в котором будут содержаться сведения об изданиях и диссертациях 2011 года.
1 Например: Введенский А.И. К вопросу о происхождении религии. Изложение и разбор теории М. Мюллера. – Харьков, 1886; Самарин Ю.Ф. Замечания по поводу сочинения М. Мюллера по философии религии // Сочинения. – Т. VI. – М., 1889.
http://www.religion.in.ua/main/16990-religiyeznavchi-narisi-prodolzhayut-put-k-chitatelyu.html